Сегодня у меня для вас две новости, и, как обычно, одна из них хорошая и вторая, по традиции, плохая.
Хотя, если на вторую новость посмотреть под другим углом, плохой она покажется только на первый взгляд. И, прочитав мой опус до конца, вы поймете почему.
Ну и дабы не тянуть котика за его мягкое место – за его пушистый хвост, начну с плохой хорошей новости.
Никто из вас не дурачок, не слепой и не глухой человек, и наверняка вы видите, что происходит вокруг, с какой скоростью меняется ситуация в мире в целом и вокруг нас в частности.
И как бы вы ни были далеки от политики и экономики, не затронуть вас они не могут.
Почти год назад от нас ушли бренды и этот уход разделил людей на два лагеря. Одни бились в истерике и стояли сутками в очередях за остатками шмотья уходящих. Вторые говорили: «Ой, без гуччи-фигуччи жили и еще проживем».
И действительно стали мы жить поживать и добра наживать. По крайне мере лично я не наблюдаю голых людей на улице.
Более того, я была и остаюсь в лагере тех, кто рад был уходу с российского рынка всякого ширпотребного говна типа Зары, Н@М, Манго, Юникло и прочих Страдивариусов. Рада и как потребитель, и как производитель одежды, и как работник легкой промышленности (если кто не помнит, по образованию и роду деятельности я дизайнер и конструктор одежды).
Очень задолго, прямо-таки за несколько лет до этой странной демонстрации, я говорила, что настает время небольших, камерных марок, причем марок российских. И вот оно наступило.
На рынок, почувствовав благоприятную среду для бизнес-роста, вышло большое количество тех, кого забивал и не давал поднять голову иностранный масс-маркет, заполонивший все торговые центры.
Как стенали всепропальщики о том, что магазины закрыты, шопиться негде и нечем, горе-горе. Но свято место пусто не бывает, не прошло и пары месяцев, как на смену закрывшимся магазинам стали приходить вполне себе добротные российские и местами белорусские марки одежды с хорошим крепким маркетингом, мыслью, идеей, концепцией и прочими атрибутами бренда. И порой во всех смыслах эти бренды по всем составляющим превосходят западных и азиатских производителей.
Кроме торговых центров отлично взбодрились маркетплейсы, такие гиганты, как Wildberries, Ozon, Lamoda выдают в топ огромное количество российских производителей одежды, как в сегменте эконом (и надо отметить, что этот эконом часто по качеству одежды превосходит импортный), так и в среднем сегменте. Лично я с успехом закупаюсь и в том, и в другом и могу сказать, что у меня за последний год не было ни одного возврата по браку. И я прекрасно гуляю с собакой в джинсах за 900 рублей и кроссовках за 1300, и также покупаю базовый гардероб, обувь и аксессуары в среднем сегменте и для деловых встреч, и для свиданий и для прогулок, и вообще на все случаи жизни. К слову, я специально отдаю предпочтение маркам отечественным.
Специально погуглила и изучила статистку по открытию швейных предприятий, как у себя в регионе, так и в Москве, и других областях Российской Федерации. И в целом статистика такова, что за 2022 год по сравнению с предыдущим годом швейная отрасль показала 40% роста по количеству производств и на в 2,5 раза нарастила объемы производства одежды.
Так в чем же плохая новость, спросите вы? Плохая новость состоит в том, что в связи с таким огромным ростом рынка выросла потребность в квалифицированных кадрах. Время любителей и кустарей, то бишь непрофессионалов, прошло.
Это значит, что в ближайшие год-два радикально поменяется потребитель – потенциальный покупатель и целевая аудитория. И в первую очередь он проголосует рублем за работу профессионалов.
И это радикальное изменение системы потребления коснется не только магазинов готовой одежды, не только маленьких, средних и крупных марок, но и ателье индивидуального пошива. Выживут только сильнейшие.
Ателье будут радостно умирать одно за другим и первопричиной этого умирания будет то, что потребитель станет более придирчивым и уже не пойдет к просто швее и просто закройщику шить бурду по Бурде, он будет требовать не только качества пошива, но и качества посадки одежды. А в сегодняшних реалиях в небольших ателье шаговой доступности про слово «качество» не слышали вообще.
Я много раз говорила и писала, что в ателье у дома или по рекомендации подруги или просто в даже очень распиаренном ателье с вероятностью в миллиард процентов вам сошьют жеванную шляпу, а не то, что вы хотели. И оправдают это как всегда навязшим уже в зубах бредом сивого коня про вашу очень «нестандартную фигуру» и будут из последних сил вталкивать вам в голову эту мысль.
Это связано с тем, что, как правило, хозяйки таких ателье в лучшем случае швеи или закройщики, выпустившиеся из швейных ПТУ еще при царе Горохе, никогда не повышающие свою квалификацию и считающие, что они об одежде знают все. Это далеко не так.
Швея с тридцатилетним опытом – это человек тридцать лет сидящий за машинкой и умеющий прокладывать относительно ровные строчки. Закройщик с двадцатилетним опытом в лучшем случае в молодости насобирал подписок журналов по шитью, использует их, как базу лекал, мудохает бедных клиентов десятью примерками и в итоге херачит ту самую бурду по Бурде в промышленных масштабах. На этом их опыт – всё.
По причине отсутствия квалифицированных конструкторов и дизайнеров в таких ателье вы не найдете там профессионалов, а опыт творения дичи длиной в десять, двадцать, тридцать и более лет – это всего лишь срок на протяжении, которого такая горе-хозяйка ателье творит дичь и не более того.
Проверить мои доводы очень просто. Наверняка любой мой подписчик хотя бы раз да мечтал о красивой вещи по фигуре и делал заказы в ателье. Получал в итоге не то, чего хотел, сожалел о потраченных деньгах и испорченном материале и никогда более в ателье не совался.
Выживают такие ательешечки не за счет заказчиков, а говорить о том, чтобы у них были еще и возвратные заказчики не приходится от слова вообще, а за счет мелкого ремонта одежды – подгонка готовой одежды, подгибка юбок и брюк, штопка потертостей и дыр, замена молний, вот и весь их многолетний опыт. И ожидать от них большего нельзя.
Ателье среднего класса и класса люкс крайне мало, но именно там следят за качеством и маркетингом, а значит делают ставку на возвратность счастливых и довольных клиентов, но у них есть существенный минус – шить там очень дорого и в очередь из клиентов не ворваться. Но и там нет никакой гарантии, что вы не нарветесь на откровенно фиговых специалистов.
С мастерами-надомниками история та же, к сожалению. Время рукожопов и непрофессионалов привело к тому, что встретить где-то добротно одетого человека — целое событие.
Но и в этой ситуации есть плюс. Потребитель начинает сравнивать, тренирует насмотренность, начинает разбираться в том, что такое одежда и из чего она состоит, а значит непрофессионалы, любители, самоучки и прочие неквалифицированные кустари уже сейчас попали в ситуацию растущей с космической скоростью конкуренции на рынке труда. И совсем скоро их с этого рынка просто смоет.
Жаль только, что случится это не быстро. Интернет пестрит предложениями от всяческих быстрокурсов – «не умеешь рисовать, конструировать и шить и не надо, зачем тратить время, у тебя есть деньги, поэтому ты просто прирожденный дизайнер, вбухай ахулиард, открой свой бренд с нуля до профи».
И сотни людей ведутся на это, тратят силы, время, деньги, пытаются научиться и не доходят до открытия. Не доходят, потому что предложение изначально было нечестным, а все, что находится внутри, провальным и бесполезным. Не умеющий ничего делать ничему не может научить, он умеет только красиво ссать в уши страждущим, заворачивая эту ссанину в красивую упаковку и скармливая ее содержимое доверчивым простачкам.
Но этому, слава яблокам, приходит конец. И наступает время хороших новостей.
Время ускоряется и нужно ловить волну. Для ловли волн сейчас самое благоприятное время.
Прикинусь ненадолго бабой Вангой и немного повангую.
Мы прошли время трудностей и общего спада спроса на товары потребления в том числе и на одежду. Ниша перестала стагнировать и показывает активный рост на протяжении всего предыдущего года, и не показывает замедлений в начале года текущего.
Растет спрос на профессионалов в швейной отрасли. Предприятия открываются, им требуются опытные кадры. Швеи, закройщики и дизайнеры требуются, но в данных специальностях активного спроса на кадры особо нет. Зато вакансиями конструкторов завалены все кадровые площадки. Самая востребованная специализация – это конструктор одежды.
Поиск грамотного конструктора – это вечная боль любого швейного предприятия еще с тех времен, когда я училась в институте, затем открывала свое производство, и на протяжении всех многих лет моей деятельности, да и сейчас конструкторы востребованы как никогда.
Ведь качество одежды определяется не только технологией пошива, но и качеством конструкции, и качество конструкции, а соответственно ее посадки на большинство фигур, зависят исключительно от опыта и квалификации конструктора.
Переход в цифру, появление качественных, и что немаловажно отечественных, САПР для проектирования одежды, развитие диджитал-технологий в области конструирования позволяют сейчас конструктору прилично зарабатывать и быть востребованным кадровым ресурсом, как в найме, так и на фрилансе.
Именно это обстоятельство в свое время побудило меня выбрать основной профессией именно конструирование одежды. Я в первую очередь конструктор, и основная моя деятельность связана с конструированием одежды. Дизайн в моем случае – это уже побочное занятие.
И в своей школе вне зависимости от того, для кого предназначен мой курс для новичка или любителя, или для повышающего квалификацию или профессионала, я делаю упор именно на конструирование. Потому что от него зависит 99% успеха как в индивидуальном пошиве, так и в производстве одежды.
Не поленилась и прошерстила питерские и московские вакансии на HeadHunter и эксперимента ради разместила там свое резюме, указав, что рассматриваю предложение с заработной платой от 200 тысяч рублей и выше.
В первый же час размещения резюме получила 5 откликов и один из них стал заказом. В найм я, конечно же, не пойду, но вот так вот, шутя и экспериментируя, я легко себе нашла дополнительный заказ. И сделала вывод, что нужно ловить волну быстро как никогда.
Основные же предложения на рынке вакансий для конструкторов с опытом работы полгода-год составляют в среднем от 70 до 100 тысяч рублей зарплаты, что весьма себе не плохо для начинающего специалиста.
Я совершенно точно буду думать в эту сторону. Скажу больше — уже работаю над курсом конкретно по конструированию. Он совсем скоро увидит свет. Так что подписывайтесь и не переключайтесь)
На этом ваша швейная Шахеризада заканчивает дозволенные речи и удаляется в мастерскую, ибо солнце еще в зените, а работу никто не отменял.
А вам, мои дорогие подписчики, настоятельно рекомендую в очередной раз задуматься над тем, кто вы в швейной сфере: просто швея – мотористка, шьющая раз от раза для дома и семьи, или все же обладатель отличного навыка, который легко и быстро можете монетизировать, превратившись в специалиста, к которому выстраивается очередь из желающих вам денежки заплатить. А денежки – это всегда очень и очень хорошо.
Не забудьте поставить лайк, если моя статья была вам полезна.
—-
Всегда ваша, Катя Че
Ещё больше полезного в моих соцсетях, подписывайтесь:
Очень интересная статья! Мне уже захотелось купить курс по конструированию!
Доброго дня! Сейчас многие специалисты говорят на затронутую тему. Мне же в статье откликнулась мысль о том, что нужен курс по конструированию одежды. И я уже «созрела» для его прохождения. К слову, швейное училище закончила давно. Чётко понимаю, что знания нужно обновлять и расширять!
Катя, благодарю????????