Мне поступает много вопросов — с чего начать обустройство рабочего места для кожевника и какой инструмент купить.
По начальному инструменту для старта я уже написала статью, разберем теперь рабочее место. У него есть три основных критерия – стол, стул, свет. Как дополнение – это места для хранения кожи и инструментов, такие как шкафы, полки, всевозможные подставки и тп.
Будем отталкиваться от того, что любой мастер начинает работать дома, условия проживания у всех разные, и вы будете исходить из своих собственных, которых я, конечно же, не знаю. Но я вам дам несколько рекомендаций, которые совершенно точно вам пригодятся, и их нужно будет учесть при устройстве домашней мастерской.
Начнем с рабочего стола. Имейте в виду, что на первых порах стол будет универсальным в своем применении – на нем вы будете и чертить, и рисовать, и кроить, и клеить, и стучать молотком по пробойникам и шить, прикрепив к нему настольный шорник.
По идее стол кожевника должен быть тяжелым и устойчивым, но не всегда такой имеется в хозяйстве, поэтому постарайтесь установить стол на полу так, чтобы он не двигался по гладкой поверхности пола при работе, не подпрыгивал и не качался.
Некоторые пытаются приспособить для работы стол-книжку, исходя из соображений, что у него большая рабочая поверхность и можно много чего разместить, но это не самое хорошее решение. Даже старый тяжелый советский стол не имеет у его раскладных крыльев твердой опоры, он будет вибрировать качаться, отъезжать от вас в процесс и вообще может сложиться под весом размещенного на нем инструмента, кроя и под ударами молотка.
Выберите стандартный стол размером 75 на 120 см, а увеличить рабочую поверхность стола можно при помощи большого листа фанеры. Обратите только внимание, что фанера либо должна быть ламинированной, либо уже должна быть хорошо отшлифованной и гладкой без заноз и сколов, либо приведите ее в порядок самостоятельно шлифмашинкой или шкуркой вручную.
Утяжелить стол можно при помощи гранитной плиты толщиной 5-8 см – ее кожевники используют для громкой работы при пробое и тиснении, выполняя их прямо на ней, купить такую плиту можно в любой мастерской по изготовлению надгробий. А уменьшить шум можно, подстелив под плиту толстое шинельное сукно или войлок либо специальный антишумовой прорезиненный войлочный коврик (продается в швейных магазинах и используется как подложка для бытовых швейных машин для снижения шума). Плита эта будет у вас в работе даже тогда, когда со временем вы обзаведетесь прессом для пробойников, к сожалению, он полностью не убирает шумных процессов, а лишь оптимизирует их. Так что вы ее приобретаете один раз и на долгие годы.
Еще большим плюсом была бы возможность увеличить или изменять при необходимости высоту ножек вашего стола так, чтобы отрегулировать ее по вашему росту. Кожевник большую часть времени работает стоя, и стандартная высота бытовых столов неудобна в использовании, так как очень долго вам придется проводить неудобно наклонившись. Поберегите спину и попробуйте обеспечить своему столу комфортную высоту.
На чем сидеть – выбираем рабочий стул. Понятное дело, что по первости мы, конечно же, будем использовать стулья и табуретки, имеющиеся у нас в доме, или офисное компьютерное кресло, как вариант. Но это, если честно, не самая подходящая для сидячей кожевенной работы мебель. Мы все имеем разный рост, разную осанку и разную усидчивость, поэтому стул стоит выбирать таким образом, чтобы была возможность регулировать его высоту и не работать, ссутулившись и сгорбившись, с руками на весу. В таком положении долго вы не проработаете.
Оптимальным вариантом является круглый табурет без спинки на колесах с регулируемой высотой. Такие табуреты называются медицинскими, лабораторными и музыкальными. И приобрести их можно на маркетплейсах или в специализированных магазинах медтехники, магазинах для мастеров ногтевого сервиса или в музыкальных магазинах.
Основное и дополнительное освещение. По возможности рабочее место должно находиться в таком месте вашего жилья, где оно будет хорошо освещено в любое время суток.
Основной свет стоит установить прямо над столом так, чтобы он хорошо освещал всю поверхность стола сверху.
В качестве дополнительного света я рекомендую использовать поворотные бестеневые диодные лампы на кронштейнах. Их можно устанавливать в любое место, прикрепив к стене или к столу и поворачивать при работе, выставляя свет так, как нужно. Лучше всего такие лампы приобретать в магазинах для мастеров ногтевого сервиса, там можно найти очень качественный и бюджетный вариант.
Я со временем обзавелась еще одной такой лампой, это лампа с лупой и дополнительной круговой подсветкой и пользуюсь ей при тиснении очень мелких рисунков, при золотой вышивке на коже, где много мелких проколов и деталей, и при прочих мелких работах, требующих напряжения зрения и хорошего обзора.
Что же касается дополнительных приспособлений – их вы можете размещать на свое усмотрение. Лично я не покупаю лишних подставок под инструмент, навесных креплений под нитки, даже при условии, что уже давно я работаю не дома, а в отдельной оборудованной рабочей мастерской.
Как и не храню большого количества расходников и стараюсь покупать их четко под текущие проекты без огромных запасов.
Инструмент у меня всегда лежит на рабочем столе и постоянно находится в работе, поэтому в подставки он попадает только если меня покусала Золушка и я решила навести чистоту, хватает этой чистоты минут на 15. Во все остальное время инструменту стоять просто некогда.
Поэтому во всем остальном я рекомендую вам исходить из собственной эргономики, условий и комфорта.
Скажу лишь только что полки в системе кожевенного хранения лучше и удобнее иметь открытые и на этом, пожалуй, все.
А я вас обняла, приподняла и жду в комментариях – расскажите, как устроено ваше рабочее место, если оно уже есть и чего полезного вы вынесли из моей статьи.
Всегда ваша, Катя Че
Если вам интересна работа с натуральной кожей, подписывайтесь на мой канал «Отпетые кожевники», там много полезняка: https://t.me/+AxhtmJwgWwUyMTNi
О! Над лупой с подсветкой я задумалась- пригодится))